Вернуться
1 из 58
Просмотрено 1 из 58
Эстамп. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). 1757. Вортман Х.К.-А., Фессар Э.
Эстамп. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). 1757. Вортман Х.К.-А., Фессар Э.
Автор
Название
Эстамп. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Датировка
Материал, техника
бумага; резцовая гравюра
Размер
Жанр
портрет  
Легенда, история использования
Поступление 1945 года из собрания А.А.Ширского, преподавателя Лесотехникума в Тотьме
Аннотация
Ломоносову не понравился портрет, выполненный Э.Фессаром. Он пригласил к себе академического художника X. Вортмана и просил его переделать портрет. В тот же день, 23 ноября 1757 г., Ломоносов написал письмо И. И. Шувалову и сообщил ему о том, что в портрете есть «погрешности» и что последние будут исправлены художником Вортманом. Ломоносов указал Вортману на несколько недостатков в портрете и среди них на поэтический пейзаж на заднем плане, видимый через окно. Он просил его заменить фессаровский пейзаж таким, который был бы близок к Ломоносову и мог непосредственно отображать его интересы. Как мы видим, вместо вымышленного моря и кораблей со сверкающей молнией изображена Усть-Рудицкая «фабрика делания цветных стекол»; действующая стекловаренная печь, о чем свидетельствует дым, поднимающийся над крышей; водяная мельница для шлифовки стекла и размола сырьевых стекольных материалов, для распиловки леса и размола зерна; наконец, поленница дров — одна из важных подробностей стекольной фабрики, показывающая, что фабрика обеспечена топливом. Подчеркнем, что именно дрова являлись для стекольных заводов важнейшим условием их нормальной работы, так как топливо всегда составляло главнейшую статью в себестоимости стеклянных изделий, отчего и размещение стеклозаводов связано было всегда с лесными массивами. Поэтому сложенные дрова около завода являлись символом его обеспеченности топливом — важнейшим фактором его существования. Ломоносов, конечно, не случайно выбрал именно этот сюжет для своего портрета: нет сомнения, что он был наиболее близок и дорог ему. Это лучше всего доказывает, какую роль играла в его жизни Усть-Рудицкая фабрика и какое значение он придавил ей среди других своих дел. Так, в своем портрете, вернее в исправлениях погрешностей фессаровского его варианта, Ломоносов показал, что он хочет быть изображенным рядом со своей Усть-Рудицкой фабрикой, на фоне производственного пейзажа. Так он подчеркнул в собственном портрете стремление к промышленной реализации своих научных работ.
Персоналии
Вортман Христиан Карл Альберт (Гравер)
Фессар Этьен (Автор оригинала)
Ломоносов Михаил Васильевич (Изображённые лица)
Публикации
Электронный ресурс http://grokhovs1.chat.ru/lomonos/lomono5.html
Личные коллекции в музейных фондах. Сборник статей / Музей-панорама «Бородинская битва». Москва. 2021 с.123
Коллекция
Живопись. Графика  
Музейный номер
ТМО-8418. ИЗО-193
Узник в темнице. XIX век