Вернуться
Индустриальный пейзаж в печатной графике.
Индустриальный пейзаж в печатной графике.
Аннотация
Представленные в альбоме произведения советских графиков комплектовались Вологодским Управлением культуры и Художественным фондом на протяжении четырех десятилетий (с 1966 по 2000 годы) и распределялись по музеям Вологодской области. Очевиден политический заказ - воспеть социалистические стройки, руководящую роль рабочего класса и позитивные преобразования в стране. Фонды музеев пополнялись с учетом их агитационной роли как рупора политики партии и правительства. Пересматривая эти листы, понимаешь, что художники выполнили заказ: очевидна человеческая энергия, преобразующая с помощью машин природу, впечатляет размах строек, масштаб индустриализации. Отведенную им пропагандистскую роль эти работы, несомненно, сыграли. Но чем дальше уходит время от даты их создания, тем агитационная их составляющая становится менее очевидной. На первый план выходят художественные достоинства работ. И здесь начинаешь замечать, что металлические конструкции эстетически напоминают вологодские кружева или нервюры готических соборов, что рядом с дымящими трубами авторы поместили храмы и колокольни, что управляет этими процессами человек, что индустриальный пейзаж дополняется заснеженными деревьями или играющими с собакой детьми. И постепенно среди преимущественно черно-белых эстампов появляется цвет: в огнях светофоров, в зареве восходов, в отсветах закатов на фабричных корпусах, в домне, в динамичном облачном небе. Среди представленных эстампов преобладающей техникой изготовления является линогравюра с энергичными линиями и плотными силуэтами. Встречаются также сухая игла, мягкий лак, акватинта, офорт, литография и ксилография.
Авторы
Текст и подбор иллюстраций - Мария Правдина, кандидат культурологии, учёный секретарь Тотемского музейного объединения. Оцифровка - Наталья Фирсова, старший научный сотрудник отдела фондов, хранитель коллекции «Живопись. Графика»