Стрелы амура поражали сердца не только простых граждан, но и государственных деятелей. Они чахли от любви, теряли аппетит и сон, о чем в своем письме к императрице Екатерине II трогательно пишет в 1790 году светлейший князь Потемкин-Таврический:
«Матушка родная, при обстоятельствах, вас отягощающих, не оставляйте меня без уведомления; неужели вы не знаете меру моей привязанности, которая особая от всех; каково мне слышать со всех сторон нелепые новости и не знать, верно ли, или нет. Забота в такой неизвестности погрузила меня в несказанную слабость: лишась сна и пищи, я хуже младенца. Все видят мое изнурение».
Традиционно некоторым утешением в этих случаях были возлияния. В этом контексте штоф с инициалами императрицы Екатерины II выглядит вполне уместным. Как и шутейный стакан с внутренней перегородкой. Когда такой стакан полон, перегородка не видна. Часто бывало, что незатейливый гость, выпивал его содержимое залпом и оказывался окаченным вином, так как ближняя к нему часть жидкости оказывалась у него во рту, а другая выливалась на голову.
Самоирония – прекрасный защитный инструмент. Мужчины к нему прибегали во все времена. В XIX столетии были популярны набалдашники для трости в виде женской ножки, курительные трубки с романтическими сценами под луной, подставки под карандаши с полуобнаженной барышней, стирающей свое нижнее белье, спичечницы в форме сапога и пр.
Иногда оправданием необдуманных поступков и любовной горячки служили персонажи, лишавшие воли и использовавшие колдовство – русалки, наяды, нимфы, нереиды… Образы эти распространялись благодаря популярным альбомам печатной графики. На представленных эстампах вы можете видеть проекты ваз с русалками, созданные в Париже в 1740-1790-е годы. Эта коллекция происходит из собрания тотемского художника Феодосия Михайловича Вахрушова.
Читать далее