В витрине веточки лаванды – символ романтической любви. Именно о ней мечтает спящая в кресле барышня. Она украдкой получила письмо от своего возлюбленного, долго его читала, но не забыла припрятать от чужих глаз за лиф платья. Скинула туфельки и задремала. Кто знает, кто ей снится? Возможно сцена соблазнения сатирессы, что изображена на эстампе неизвестного гравера с оригинала Жака-Франсуа-Жозефа Сали 1746 года.
А, возможно, она утомилась бесконечно перечитывать свое письмо, которое она так и не решилась отправить адресату:
День за днем я жду письма, и день за днем обманутые надежды возвращают меня к нестерпимым страданиям, когда сладостный восторг от созерцания Вашего почерка и чтения Ваших советов ускользает от меня, как пустое видение — тогда меня бросает в жар — я не могу ни есть, ни спать — я чахну».
Так писала Шарлотта Бронте (автор бестселлера XIX века «Джейн Эйр») в 1844 году своему женатому учителю Константину Эже, не отвечавшему ей взаимностью.
Здесь же предметы традиционного женского рукоделия, символизирующие патриархальный уклад. Крышка от коробки с бисерным декором, принадлежавшая Анне Павловне Кокоревой, супруге владельца тотемского сользавода. В пяльцах - композиция из старинных сферических пуговиц, которыми в XVII – XVIII столетиях украшали мужские кафтаны, а в XIX веке расшивали лифы женских платьев.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Афанасий Фет. 1850
Поэт силой своего таланта без единого глагола передал романтическое ощущение от свидания. А неизвестный скульптор статичной женской фигурке придал динамику. Танец в его произведении - демонстрация стихии, свободного выражения эмоций и чувств. Многие в этом женском образе видят Айседору Дункан – американскую танцовщицу, привнесшую в начале ХХ века в танец свободу и самовыражение. Она стала музой для многих.
Любовь и шутка придают жизни остроту и смысл, не так ли?
Читать далее