Вернуться
48 из 2695
Просмотрено 48 из 2695
Светец художественный кузнечный. XVII век
Светец художественный кузнечный. XVII век
Название
Светец художественный кузнечный
Датировка
Материал, техника
железо; ковка
Размер
120х34,5х32,5 см
Легенда, история использования
Поступление 1941 года в дар от Секушина Пантелеймона Ассигритовича из деревни Аксеново Бабушкинского района
Аннотация
Происхождение некоего инструмента для укрепления горящей лучины или факела теряется в веках, но светец является одним из хрестоматийных символов крестьянского быта. Это простое приспособление представляло собой вначале небольшую кованую вилку, в расщепе которой укреплялась горящая лучина, что позволяло без помех переносить её с места на место. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, благодаря чему освещались обширные по величине горницы, например, во время прядения. Светец обычно дополнялся внизу приклепанным тяжелым обручем, позволявшим ему стоять прямо, и ставился в ведро с водой во избежание пожара. Вначале простой по своей форме, с течением веков светец превращается в художественное изделие, изящество и сложность которого зависело только от фантазии кузнеца. Так, например, захваты «вилок», завивались в полосы, украшались кованым узором, светцу придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы». Светец и лучина — непременные спутники прях, долгое прядение, начавшись осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти длилось, как правило, всю зиму, а светец и лучина позволяли работать долгими вечерами. В крестьянском быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 г. Прядут женщины пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины, отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер. Тихонько рассказывают друг другу страшные истории о том, как по ночам прилетают к молодым вдовам покойники, их мужья. Прилетит умерший муж огненным змеем, рассыплется над трубой избы снопом искр и вдруг явится в печурке воробушком, а потом превратился в любимого, по ком тоскует женщина. (из воспоминаний Федора Шаляпина)
Коллекция
Металл  
Музейный номер
ТМО-7025. М-186
Фрейзер для прохождения буровых скважин на соляных варницах. XVII век
Светец века XVII век