Вернуться
Модель баржи (дощаник). 1926. Черницын Л.Н.
Модель баржи (дощаник). 1926. Черницын Л.Н.
Автор
Черницын Леонид Николаевич , по заданию музея
Название
Модель баржи (дощаник)
Датировка
Место создания
Вологодская обл., г. Тотьма
Материал, техника
дерево, металл; сборка, тонировка
Размер
Выс. 57,0 (с мачтой), дл. 115,0 глуб. 29,5 см
Легенда, история использования
Поступление 2018 года из старых фондов музея
Аннотация
Доща́ник (также досчаник, дощан) — плоскодонное несамоходное деревянное речное судно небольшого размера с палубой (или полупалубой) и одной мачтой, использовавшееся, главным образом для транспортных целей, на большинстве рек России. Грузоподъемность от 7 до 200 т. В устьях рек и мелководных портах применялись «догрузные» дощаники, основное предназначение которых была погрузка и разгрузка судов, стоящих на рейде. Приводились в движение парусами, веслами, шестами или при помощи буксира. Впервые суда такого типа появились в древнем Новгороде в XII—XIV вв. и получили своё название по причине постройки полностью из досок, в отличие от обычной для того времени выдолбленной из дерева основы. Через некоторое время данный тип речных судов постепенно распространился на Урале и в Сибири и к XVII в. стал самым распространенным грузовым судном на западносибирских реках[4]. Передвигались дощаники под прямым или косым рейковым парусом, на веслах или же на буксире. Император Пётр I использовал суда подобного типа в качестве десантных кораблей в составе Азовского флота. Петровские дощаники вмещали до 50 человек и составляли в длину до 15 метров
Персоналии
Черницын Леонид Николаевич (Автор), по заданию музея
Коллекция
Скульптура  
Музейный номер
ТМО-41232. С-7