Вернуться
Жуков Владимир Васильевич, 1933-2017
Жуков Владимир Васильевич, 1933-2017
ФИО
Жуков Владимир Васильевич
Годы жизни
Вид деятельности
художник
график
живописец
Биография
Родился 13 февраля 1933, с. Дунилово (Ивановская обл.). Учился в Ярославском художественном училище (1948—1953), Институте Живописи им. И. Е. Репина (1953—1959). Участник выставок с 1953 г. Владимир Жуков своё творческое кредо формулирует следующим образом: «Перестройка видения от иллюзорно-предметного к пространственно-пластическому через распредмечивание». Владимир Жуков получил фундаментальное художественное образование, но становление его как художника-живописца шло через постоянное преодоление канонов академизма. В совершенстве владея техникой, Жуков стремился уйти от натуралистического изображения предметного мира, сосредоточив все внимание на передаче идеи, переживания, ассоциаций. Эти искания приводят Жукова в т. н. «Круг Кондратьева»: в 1967-м он знакомится с художником Павлом Кондратьевым, учеником Казимира Малевича и Павла Филонова. Данный период становится наиболее плодотворным для Жукова-живописца, работы, созданные под влиянием петербургской неакадемической школы, и, непосредственно, общения с Павлом Кондратьевым можно назвать вершиной творческих исканий мастера. Формируется характерный живописно-пластический язык автора: абстрагирование от натуры, высокая степень обобщения, плоскостность, отсутствие перспективы. Характерен и колорит, чаще всего — приглушенный, сумрачный. В нём, как правило, доминируют серовато-сизые, охристо-коричневые, кирпично-красные тона. Пристальный интерес к древнерусской живописи, пластический анализ иконы нашли своё воплощение в наиболее известном цикле работ этих лет — серии «живописных икон»: «Икона», «Икона I», «Большой лик» и др.(1980-е — 1990-е). Ещё одна характерная черта творчества Владимира Жукова — «пристрастие художника ко всему рукотворному, созданному непосредственно человеком из природных материалов: бревенчатым стенам, избам, заборам, кирпичной печной кладке, простейшим вещам домашнего обихода». Питаемые образами родной провинции, эти живописные композиции часто соединяют в себе традиции русского авангарда начала XX века, декоративность и красочность древнерусского искусства и собственные пластические и сюжетные искания автора (работы «Швея», «Птица детства», «Дом с голубыми ставнями» и др.). Отдельная глава творчества Владимира Жукова — т. н. «Баклуши» — вырубленные из дерева и расписанные вручную скульптуры. По словам художника, «процесс раскрашивания растягивался на месяцы и годы. Превращение простых поленьев, чурок и кубарей в живописные объёмы становилось иногда делом таким же сложным, как написание картины. Случалось порой так, что роспись с объёма переходила на плоскость холста». Объединение живописных объёмов баклуш с живописью на плоскости — также стало одним из отличительных мотивов творчества Владимира Жукова (работы «Зимние гулянья», «Встреча», «Катерина» и др.). Работы Владимира Жукова находятся в следующих коллекциях: Музей Академии Художеств, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Ярославский художественный музей, Архангельский художественный музей, Галерея «Восток», Нанкин, Китай, Галерея «Dow’s Fine Art», Амстердам, Голландия, Частные коллекции России, Голландии, США, Китая, Норвегии.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1