Вернуться
Асье Мишель Виктор, 1736-1779
Асье Мишель Виктор, 1736-1779
ФИО
Асье Мишель Виктор
Годы жизни
Вид деятельности
скульптор
Биография
Мишель Виктор Асье родился в Версале в мелкобуржуазной семье. Это был первый член семьи, ставший профессиональным художником. Учился на скульптора в парижской Королевской академии, где его учителем предположительно был Этьен Фальконе. В 1759 году принял участие в академическом конкурсе, но Гран-при не получил. В 1764 году заключил 15-летний контракт с саксонской Королевской фарфоровой мануфактурой и переехал в Дрезден (с 1772 года живет в Мейсене). В Саксонии он считался главным моделистом мануфактуры после Иоганна Иоахима Кендлера, а со смертью последнего в 1775 году стал единственным моделистом саксонского фарфора. Он работал вместе с Кендлером в том числе над несколькими русским заказами, в том числе над сервизом Григория Орлова (1770), над композицией, изображающей триумф П. А. Румянцева-Задунайского, а также над «Большим русским заказом» Екатерины II (между 1772 и 1775 гг., известен также как «Ораниенбаумская серия») — композицией из 40 групп и фигур для отделки одного из павильонов Ораниенбаумского дворца. Под руководством Асье в 1776 году была сделана и статуэтка любимой собачки Екатерины Лизетты. В 1779 году срок контракта истек, и Асье стал жить на пенсию, которую он в соответствии с условиями контракта должен был получать по его истечении. Его просьба о принятии в саксонскую Академию изящных искусств в 1780 году была отклонена. Вскоре после этого Асье переезжает в Пруссию ко двору Фридриха II, где в 1783 году создает барельеф с изображением гибели в бою фельдмаршала фон Шверина, установленный в Борау (Силезия). В 1786 году становится членом Берлинской академии искусств. В последние годы по неизвестным причинам Асье прекратил творческую деятельность. Из Пруссии он вернулся в Саксонию и умер в Дрездене. сье работал в стиле, переходном от рококо к классицизму, известном как стиль Людовика XVI. Он первый привнес в саксонский фарфор вывезенные из Франции классицистические мотивы, и графиня Полина фон Шпее называет его «пионером классицизма в Мейсене». Начиная со скульптуры «Хорошая мать» (1774) вводит в свои произведения мотивы сенетментализма и буржуазных добродетелей, очевидно под влиянием картин Жана Батиста Греза. Его фигурки, в отличие от более ранних образцов, одеты в костюмы своего времени. Отношение к творчеству Асье среди специалистов в основном отрицательное, что объясняется не столько оценкой его личных талантов, сколько общим отрицательным отношением к духу мещанского сентиментализма и рационализма, который Асье привнес в мейссенский фарфор в соответствии со вкусами эпохи. Впрочем, в последнее время появились и более сбалансированные оценки. Он наиболее известен своими фигурками детей.