Вернуться
Васильев Николай Васильевич, 1875-1958
Васильев Николай Васильевич, 1875-1958
ФИО
Васильев Николай Васильевич
Годы жизни
Вид деятельности
архитектор
Биография
Николай Васильевич Васильев родился в Петербурге 26 ноября (8 декабря) 1875 и был крещён 3 декабря в Исаакиевском соборе, о чём сохранилась запись в метрической книге собора. Его отец, крестьянин села Погорелки Угличского уезда Ярославской губернии, смог со временем перейти в купеческое сословие. Учился в Санкт-Петербургском коммерческом училище. Затем служил в армии, после чего в 1896 году поступил в Институт гражданских инженеров. Окончил институт в 1901 году с серебряной медалью «за лучшие архитектурные проекты». По окончании Института Гражданских инженеров поступил в Академию Художеств[4], где учился в мастерской Л. Н. Бенуа. Окончил Академию в 1904 году. До революции жил и работал в Санкт-Петербурге. С 1906 года служил в канцелярии по учреждениям Императрицы Марии[5], одновременно занимаясь частной практикой. Основной сферой деятельности Николая Васильева была работа над конкурсными проектами, большей частью в компании бывших сокурсников — коллег архитекторов. В рамках этой деятельности Васильев брал на себя в основном решение художественных задач — оформление фасадов, предоставляя коллегам работу над планом. Отдельного внимания заслуживают выполненные Васильевым перспективы зданий, имеющие самостоятельное художественное значение. Наиболее успешным стал союз с Алексеем Бубырем, среди их совместных работ дом Бубыря на Стремянной улице и Немецкий театр в Ревеле (Таллин). Конец десятилетия стал самым плодотворным периодом в карьере архитектора. Им были представлены проекты Соборной мечети (1-я и 2-я премии) в Санкт-Петербурге и купеческого банка в Харькове (2-я премия), доведённые впоследствии до строительства, велась активная проектная работа для Ревеля (Таллин). Творческим достижением Васильева стали проекты больших жилищных комплексов с оригинальным оформлением фасадов. Идеи, сформулированные в этих работах, были позднее реализованы при строительстве комплекса Бассейного кооператива. Считается одним из лидеров направления «северный модерн», возникшего в Петербурге под влиянием архитектуры Финляндии. Получил высокую оценку своего творчества от известного финского архитектора Элиэля Сааринена. В 1910-е годы проекты Николая Васильева в стиле «неоклассицизм» не доходят до реализации. Более поздние значительные работы — жилой комплекс Бассейного товарищества собственных квартир («Бассейный кооператив») и здание торговых рядов на Литейном проспекте («Новый пассаж»). В 1918 году эмигрировал через Турцию и Сербию в США. Успешно работал в Америке, направлял проекты на представительные архитектурные конкурсы в СССР. Жизнь и деятельность в эмиграции Перед переездом в США, где Васильев провёл оставшуюся часть своей жизни, он некоторое время прожил в Сербии, поучаствовав в двух архитектурных проектах — Географического института в Белграде (удачно) и высотного здания газеты «Чикаго трибюн» (неудачно). Васильев попытался впервые в карьере спроектировать небоскрёб и не вполне в этом преуспел. С 1922 по 1928 годы Васильев находится во Франции, а 22 февраля 1928 года отплывает в США, где сразу по приезду устраивается на работу в респектабельную фирму «Уоррен и Уэтмор». Там он работает до Великой Депрессии, параллельно участвуя в различных архитектурных конкурсах (в частности, на здание Госпрома в Харькове и Дворец Советов в Москве — оба раза неудачно, но проекта Дворца Советов был оценён положительно, занял четвёртое место и получил денежный приз). В 1930 году он принимает американское гражданство, а в 1931 — был уволен из «Уоррен и Уэтмор» в связи с тяжёлым положением американской экономики и отсутствием заказчиков. После ухода из «Уоррен и Уэтмор» Васильев работает в фирмах «Шрив, Лэм и Хармон», «Лейтмен», «Уитни Ассошиэйтс». В 1936 году он становится штатным сотрудником Управления тоннелями Нью-Йорка, в 1938 переходит в Комиссию по городскому планированию. Умер после тяжёлой болезни в больнице святой Клары в Манхэттене.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 8
Фотография групповая. Художники, работавшие в Киеве по росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Сидят (слева направо): И.С.Ижакевич, В.П.Верещагин, Г.И.Попов, Ф.М.Вахрушов. Стоят: А.К.Горбунов, Т.П.Шинкаренко, Н.В.Васильев (?). Около 1897
Фотография групповая. Художники, работавшие в Киеве по росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Сидят: Г.И.Попов, В.П.Верещагин, Т.П.Шинкоренко, Ф.М.Вахрушов и неизвестный. Стоят: Н.В.Васильев (?), А.К.Горбунов и неизвестный. Около 1897
Фотография групповая. Художники, работавшие в Киеве по росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Сидят: Ф.М.Вахрушов, В.П.Верещагин, А.К.Горбунов, Н.В.Васильев (?). Сидит на лестнице: И.С.Ижакевич. Стоят: Г.И.Попов, Т.П.Шинкаренко и два неизвестных. Около 1897
Фотография. Группа художников, работавших во главе с профессором В.П.Верещагиным в Киеве по росписи Успенского собора Киево-Печорской лавры. Сидит: А.К.Горбунов, за ним стоят: Н.В.Васильев (?), В.П.Верещагин, Т.П.Шинкаренко, Г,И.Попов, Ф.М.Вахрушов. Переснимок. Около 1897. Ижакевич И.С.
Фотография групповая. Художники, работавшие в Киеве по росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Сидят (слева направо): И.С.Ижакевич, В.П.Верещагин, Г.И.Попов, Ф.М.Вахрушов. Стоят: А.К.Горбунов, Т.П.Шинкаренко, Н.В.Васильев (?). Около 1897
Фотография групповая. Художники, работавшие в Киеве по росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры. Сидят: А.К.Горбунов, Г.И.Попов, В.П.Верещагин, Ф.М.Вахрушов. Стоят: Т.П.Шинкаренко и И.С.Ижакевич. Около 1897. Васильев Н.В. (?)
Показать все