Михаил Михайлович Черемных родился в Томске. Учился у С. М. Прохорова. В 1911 году переехал в Москву, занимался в студии И. И. Машкова. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества у К. А. Коровина и С. В. Малютина (1911–1917).
В годы учения в МУЖВЗ молодой художник с трудом сводил концы с концами, живя, как и многие его товарищи по студенческому общежитию, случайными заработками. Работал «подрисовщиком» в московской газете «Вечерние известия». Ретушировал и подрисовывая фотографии, печатавшиеся в газете. Однажды он предложил редакции свой рисунок. Это была карикатура на тему Балканской войны, 1 ноября 1912 года карикатура появилась в газете без фамилии художника. Вскоре была напечатана еще одна карикатура, потом время от времени стали появляться подписанные «М. Ч.»
В 1911–1917 годах рисует шаржи на популярных артистов и карикатуры на международные темы в газетах «Вечерние известия», «Раннее утро»; делает сатирические рисунки для газет и журналов «Коммунар», «Беднота» (1918–1919).
Михаил Черемных, наряду с Дмитрием Моором и Виктором Дени, является одним из основоположников и виднейших мастеров советской политической карикатуры, плаката, иллюстрации. Именно ему принадлежала идея создания знаменитых «Окон РОСТА», столь тесно связанных с именем Владимира Маяковского. Без имени Черемныха нельзя представить себе историю создания журнала «Крокодил» и других известных сатирических изданий. Сотрудничал с такими журналами как «Безбожник у станка», «У станка», «Смехач». Автор Антирелигиозной азбуки.
В 1911 году познакомился с Владимиром Маяковским, в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ); вторично встретился с ним в – 1919, общение с поэтом повлияло на Черемных. Тогда же он исполнил первое «Окно РОСТа», позже к нему присоединились В. Маяковский, Н. Денисовский, И. Малютин, О. Брик, А. Нюренберг и другие художники. Становится заведующим художественной частью «Окон сатиры РОСТА» (1919–1922).
После Октябрьской революции, в годы Гражданской войны создавал агитационные плакаты («… Надо быть готовым», «Чини, товарищ, красный путь и рек советских не забудь», 1921; «Топливо основа Республики», 1922; «Даешь мотор!», 1923; «Сектант – кулацкий петрушка», 1925; «Победа революции в сотрудничестве рабочих и крестьян», «Есть ли Бог? Откуда земля?...», все –1925; «Без Доброхима. С Доброхимом», 1927; «Да здравствует непрерывная неделя»).
В 1922–1930 годы сотрудничал с журналами «Заноза», «Красный перец», «Лапоть», «Смехач». Особое внимание уделяет темам борьбы с бюрократизмом. Выполнял также иллюстрации (рисунки к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина).
В это же время художник занимался живописью, выполнил несколько сатирических картин и панно («Бог предполагает, а ОСОВИАХИМ располагает» 1920-е, «Строительство дороги» 1920-е, «Лодырь» 1930, «Две обнажённых натуры» 1930). По своему характеру картина «Лодырь» не вполне соответствует традиционному представлению о наследии М. Черемныха. Острый сатирик, обличитель индивидуализма, гражданского безразличия и социальной пассивности художник раскрывается в ней с иной стороны.
В 1930 годах манера художника не претерпела каких либо сильных изменений, по-прежнему М. Черемных, предпочитал сложные, часто многофигурные композиции; как и в ранних работах всегда уделял колориту большое внимание («Долой пасху! Да здравствует 3-й день индустриализации!» 1930, «Война волокитчикам и зажимщикам инициативы рабочих» 1930, «Сошествие св. духа на апостолов» 1930, «Так учит церковь» 1931, «Как бы попы не старались подсунуть своего кандидата» 1938, «Чтоб из этой лапы выпал нож, антифашистского фронта силы множь!» 1938–1939, «Смотрите, товарищи!» 1940).
В советское время активно выставлялся. Участвовал в первой всесоюзной выставке плаката «Плакат на службе пятилетки», которая открылась весной 1932 года в Москве в помещении Государственной Третьяковской галереи, выставке «Художники РСФСР за 15 лет. 1917–1932», которая прошла в Ленинграде и Москве (1932–1933).
Работал Черемных и в качестве театрального художника (1939–1941). Оформлял спектакли в Ленинградском Малом оперном театре («Помпадуры» А. Ф. Пащенко, 1939 и др.), Театре оперы и балета в Минске.
Михаил Черемных, вместе с Николаем Денисовским, Петром Соколовым-Скаля, практически в первые дни войны оперативно организовал мастерскую военных плакатов и наладил выпуск фронтовых «Окно ТАСС». Им было исполнено первое №1«Окно ТАСС» – «Взял фашист маршрут на Прут». Художник стремился развивать в этих плакатах традицию «Окон РОСТА», в суровых условиях войны пробудившуюся к новой жизни.
В этих крупноформатных листах, сделанных вручную с помощью трафарета, появившихся на улицах Москвы в июне 1941 года, нашел выражение порыв патриотизма, охвативший деятелей искусства – художников, живописцев, графиков, писателей и поэтов. О популярности этих плакатов может говорить такие факты, что тиражи распространялись на двадцать стран мира, включая, такие отдаленные как Австралия и Новая Зеландия. Проживающий в США знаменитый художник Рокуэлл Кент, узнав в 1942 году, о выпуске в Москве плакатов «Окон ТАСС», стал их поклонником и постоянным подписчиком ВОКСа, регулярно выписывал и получал их.
В годы Великой Отечественной войны М. Черемных выполнил 58 плакатов «Окна ТАСС» («Близится час» №985, 1944; «Результат немецко-фашистских сговоров» №1008, 1944 и др.), больше него выполнили только четыре художника-автора. В 1942–1943 годах Черемных работал над созданием «Окон» в городе Очер под Пермью, потом в Бийске, где он организовал мастерскую агитационных плакатов, а вернувшись из эвакуации в Москву, до конца войны продолжал работу в коллективе мастерской «Окон ТАСС».
В 1949–1962 годах преподавал в МГАХИ имени В. И. Сурикова, руководил мастерской плаката (1950-1954), заведующий кафедрой графики (1954–1962).
Член СХ СССР. Народный художник РСФСР (1952). Лауреат Сталинской премии второй степени (1942). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1954). Действительный член Академии художеств СССР (1958). Выдающийся мастер советского плаката, автор многочисленных сатирических рисунков и шаржей.
Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге, Музее современной истории России (ГЦМСИР), Курской государственной картинной галерее имени А. А. Дейнеки, Российской государственной библиотеке, Центральном музее Вооруженных Сил, Государственном Литературном музее (Москва).
Читать далее