Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребёнок рано стал сиротой: в 1627 году умер его отец, а спустя год — мать, после чего мальчик попал на воспитание в семью сестры матери. Учился у Хуана дель Кастильо и вначале работал в его сухой, жёсткой манере до той поры, пока приезд в город Педро де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, предоставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. В 1645 году он вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре получил крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчётом о годах ученичества.
Работа над циклом для монастыря совпала с созданием домашнего очага: в 1645 году Мурильо вступил в брак с доньей Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, которая родила ему пятерых детей. Несомненно, отражённая в творчестве внутренняя эмоциональная жизнь художника подчинялась ритмам семейного бытия. До 1633 года творческая эволюция мастера представляла собой динамичное движение вперёд. После смерти жены 1 января 1664 года Мурильо два года работал довольно медленно. Постепенно он перешёл к новому этапу своей жизни, начало которому положил большой заказ для церкви Санта Мария ла Бланка, ставший вспомогательным приходом Севильского собора. Некоторое время художник жил в монастыре капуцинов, где ему было предложено украсить всю алтарную стену. В мае 1665 года Мурильо был принят в Братство милосердия. Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме.
В 1682 году Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину «Обручение св. Екатерины». Трудясь над ней, он по неосторожности свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года; кадисская картина была дописана его учеником Осорио.
Читать далее