Отец профессора Военно-медицинской академии Э. Э. Эйхвальда.
Эдуард Иванович Эйхвальд был балтийским немцем и родился в Митаве, столице Курляндии. Он изучал медицину и естественные науки с 1814 по 1817 год в Берлине, затем в Париже, побывал в Лондоне, Швейцарии и Австрии. В 1819 году вернулся в Россию, в Вильне сдал экзамен на степень доктора медицины и работал врачом в Скрунде до своего перехода в 1821 году в Дерптский университет в качестве приват-доцента по зоологии. В 1823 году получил кафедру зоологии в Казанском университете, где в то же время преподавал и акушерство с гинекологией.
В 1826—1827 годах Эйхвальд совершил путешествие по Кавказу и Каспийскому морю, изучая фауну, флору и геологию этих мест. В 1829 году перешёл на кафедру зоологии в Виленский университет, а после его закрытия перешел профессором зоологии, сравнительной анатомии и минералогии в Виленскую медико-хирургическую академию. В 1837 году занял кафедру естественной (натуральной) истории Императорской медико-хирургической академии в Петербурге, в которой служил до 1851 года. В 1846 году получил звание доктора хирургии honoris causa от медико-хирургической академии и доктора философии от Бреславского университета. Сверх лекций в академии Эйхвальд читал палеонтологию в Петербургском горном институте (1839—1855) и минералогию в Николаевской инженерной академии.
Научная деятельность Эйхвальда была очень разнообразна; она касалась медицины, зоологии, ботаники, палеонтологии, геологии, минералогии, антропологии, этнографии и археологии; своими трудами Эйхвальд много способствовал к ознакомлению с отечественной фауной и флорой как ныне живущих, так и ископаемых форм.
Особенно крупное научное значение имеют труды Эйхвальда в области палеонтологии России, выразившиеся как в целом ряде научных статей и заметок, так в особенности в первой грандиозной попытке дать полное описание и изображение всего палеонтологического материала, собранного в России. Труд этот «Палеонтология России», изданный потом автором с дополнениями и на французском языке под заглавием «Lethaea Rossica», не лишен серьёзных недостатков, зависящих частью от характера составителя, под старость несколько самоуверенного, склонного к увлечению, не любившего признавать допущенных им ошибок, частью обусловленных качеством материала, подвергшегося исследованию, часто собранного людьми неопытными, полученного Эйхвальдом из вторых, третьих рук, почему отнесение Эйхвальда описанных форм к определённой местности и определённым отложениям не всегда заслуживает доверия. При всем том труд Эйхвальда остается до сих пор настольной, совершенно необходимой книгой для всякого занимающегося палеонтологией России, а коллекции Эйхвальда и особенно оригиналы ископаемых, описанных Эйхвальдом в этой работе, являются украшением палеонтологической коллекции Императорского Санкт-Петербургского университета.
Читать далее