Вернуться
Викулов Сергей Васильевич, 1922-2006
Викулов Сергей Васильевич, 1922-2006
ФИО
Викулов Сергей Васильевич
Годы жизни
Биография
Сергей Викулов родился в д. Емельяновская Белозерского района Вологодской области в семье фельдшера. После окончания семилетней школы в с. Мегра Белозерского района учился в Белозерском педагогическом техникуме, затем получил направление на учебу в Севастопольское зенитно-артиллерийское училище. В первые дни войны был досрочно выпущен из училища в звании лейтенанта и попал на фронт; командовал батареей, был помощником начальника штаба артиллерийского полка. Участвовал в боях под Москвой, в обороне Сталинграда, в освобождении Украины, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. За боевые заслуги награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями. После войны вернулся в Вологду, в 1951 г. окончил заочно Вологодский педагогический институт. Работал литературным консультантом при газете «Красный Север», позднее – редактором Вологодского областного издательства. Опубликовал ряд очерков о сельской жизни в областных периодических изданиях, в московском журнале «Октябрь». Занимался собиранием и обработкой севернорусского фольклора. Выступал в роли составителя сборников «Частушки» (1952) и «Вологодские частушки, пословицы; поговорки» (1957). В 1961 г. окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького (учился там одновременно с В. П. Астафьевым). Тогда же стал первым ответственным секретарем только что созданной Вологодской писательской организации. Активно участвовал в литературной жизни Вологды, публиковал статьи о творчестве поэтов-земляков. При его активном участии в Вологде выходили сборники стихов молодых поэтов «Крылья крепнут в полете» (1963), «Поэзия Севера» (1966), альманахи «Север» и «Литературная Вологда». В конце 1960-х гг. переехал в Москву. В 1967 г. стал заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия»; с августа 1968 до 1989 г. - главный редактор журнала «Наш современник», в котором тогда печатались A. И. Солженицын, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев, В. И. Белов, В. М. Шукшин, Г. Н. Троепольский, К. Д. Воробьев, Ф. А. Абрамов, Ф. А. Искандер, B. С. Пикуль, Е. И. Носов, С. П. Залыгин, В. А. Солоухин, Ю. М. Нагибин, C. Т. Алексеев. Важное направление творчества Викулова – его публицистика (пять книг очерков, в которых писатель декларирует свою идейную позицию как национально-патриотическую). В последнюю по времени его книгу («На русском направлении», 2002) включены воспоминания о писателях, с которыми сотрудничал «Наш современник» в 1970 – 1980-х гг., очерки о поэтах-вологжанах А. Яшине, С. Орлове, Н. Рубцове, О. Фокиной, А. Романове, рассуждения о национальных особенностях творчества А. Пушкина, Н. Некрасова, С. Есенина. Писать стихи Викулов начал с 1936 г., первая публикация появилась в районной газете «Белозерский колхозник». Во время войны в газете 3-го Украинского фронта, заведующим литературного отдела которой был Н. М. Грибачев, было опубликовано несколько стихотворений под псевдонимом Я. Сервик (Я – Сергей Викулов). В 1950-х гг. поэт печатался в областных газетах «Вологодский комсомолец» и «Красный Север», в 1960 – 1980-х – в центральных литературно-художественных журналах «Наш современник» и «Молодая гвардия». Уже в ранних произведениях определилась принадлежность Викулова к такому течению, как «тихая лирика», получившему развитие в поэзии 1960-х гг., в значительной мере благодаря поэтам «вологодской школы». При этом одной из важнейших особенностей поэтического стиля Викулова считается публицистичность, но публицистический пафос поэта «оправдан и неназойлив». В стихах и поэмах Викулов Рисует образ «малой родины», с которой начинается Россия. «Все вращается вокруг темы деревни как истока русской жизни», – писал он. Свой интерес к этой теме поэт объяснил в «Автобиографии»: «Меня всю жизнь манила и даже интриговала «загадка» деревни, «тайна» ее души. В крестьянах бродит и никак не перебродит, не уляжется кровь предков, твердивших, ложась спать и вставая, одну и ту же молитву – мой дом, моя земля». На этой основе развиваются в творчестве Викулова такие темы, как «человек и природа», «русский характер», «народная культура», «национальная история» («Когда мы выехали на природу», «Плуг и борозда», «русские сказки», «Бабушкины песни», «Поднимайся, мой дом», «Оглядываюсь с гордостью назад», «Когда солдат целует знамя», «Не пришедшим с войны», «Стихи мои о деревне»). Викулова неоднократно обвиняли в том, что его ранние произведения отражают положение северной русской деревни «в фальсифицированном виде». Сам поэт в связи с этим признавался: «О чем были те, послевоенные, стихи? Конечно же, о радости встречи с родным краем, о счастье возвращения с войны... речь в них шла не о реальных обстоятельствах, окружавших вернувшегося с войны человека, а о воображаемых, придуманных еще в окопах – а в окопах все рисовалось нам в романтических, идиллических красках. Оглохшие от взрывов бомб и снарядов, от грохота пушек, мы представляли себе послевоенное счастье в виде тихого домика над речкой с распахнутыми в зелень окошками... Жизнь оказалась в тысячу раз сложнее и жестче наших окопных мечтаний». Важная особенность поэзии Викулова – ее тяготение к сюжетности и к бытописанию, не случайно в этой связи постоянное обращение автора к жанру поэмы. Небольшие по объему, его поэмы, как правило, представляют собой драматическую историю крестьянского рода, отражающую общенародную трагедию. Часто используются в произведениях Викулова фольклорные образы и мотивы. Сам ритмический строй стихов и поэм Викулова соотносим с ритмом народной поэзии. Лауреат Государственной премии РСФСР (1974)