Валентин Иванович Сафонов родился 29 февраля 1936 г. в рабочем поселке Сараи Рязанской области. Через два года, 11 апреля 1938 г., в семье родился еще один сын – Эрнст. В 1940 г. их отец, Иван Филиппович, работавший бухгалтером, был командирован в Белоруссию, в Высоко-Литовск – небольшой древний город, расположенный в 30 километрах от Бреста. Именно там и застала семью Сафоновых Великая Отечественная война.
Воспоминания о том страшном времени остались в дневнике двенадцатилетнего школьника Валентина Сафонова, долгие годы хранившемся в домашнем архиве. Эти записи – свидетельство ребенка-беженца о начале чудовищной войны, об отступлении из города Высоко-Литовск и нелегкой дороге на родину.
Вспоминая военное детство, Валентин Иванович говорил и о довоенном «кусочке бытия», наполненном «радостным ощущением солнечного света», и о «памятном вечере с 21 на 22 июня сорок первого года»: «В тот вечер мы, папа, мама и я, были в городском театре, слушали лекцию о международном положении, после чего просмотрели кинокартину «Война с Финляндией». Вечер был прекрасный. Луна ярко освещала и без того залитый электросветом маленький городок. Вернулись домой в два часа ночи. Попили чаю и легли спать». Здесь и закончилось счастливое детство с «обилием света».
«Наш город подвергся налету и бомбардировке с вражеских самолетов, а также артиллерийскому обстрелу прямой наводкой, – вспоминает Валя Сафонов. – Город пылал в огне. Страшно было смотреть на трупы людей и животных, на разбитые автомашины. Всюду слышались просьбы о помощи, стоны и плач раненых». «Наши папы и мамы были превращены войной в беженцев, а мы были их детьми», – пишет Валентин Иванович в юношеских «Мемуарах набело».
Уже через много лет после войны В. И. Сафонов обобщит все то, что пережила семья во время тяжелого пути: «Мы видели вот это – безостановочную, безжалостную погоню. Люди охотились на людей, вооруженные – на безоружных. И, настигая, убивали – хладнокровно, бестрепетно».
Брели по дороге полуодетые и полуобутые беженцы, среди них – пятилетний мальчик Валя Сафонов. Он был «одет в женскую кроликовую жакетку… чулки и в ботинки без подметок, на голове бескозырка с надписью «Красин». Рукава жакетки тащились по дороге», разметая снег. «В это время я не понимал, что такое холод. Меня часто спрашивали папа и мама, холодно ли мне, не замерзли ли ноги. Я всегда отвечал: «Не знаю». Когда где-нибудь в деревне мы останавливались на ночлег, меня раздевали, все были в ужасе, ботинки мои и чулки размокали и примерзали к ногам».
«...Меня спрашивали, устал я или нет, я всегда отвечал: „Нет“», – пишет Сафонов. Однако после продолжительного пути мальчик почувствовал боль в ногах и испугался: «Скоро мои ножки поломаются, как я буду тогда идти?» «Экипажей не было, приходилось идти». Валентин Иванович потом подсчитал по географической карте: он прошел три с половиной тысячи километров.
В страшное лихолетье пришло к семье Сафоновых знание о концлагере. О нем Валентин Иванович поведал читателям в повести «„Мой“ немец»: «С первым снегом жителей Багровки и других окрестных селений загнали в лес, лес оцепили колючей проволокой, на углах поставили вышки с пулеметами. Концлагерь». Были и такие концлагеря на оккупированной территории. Умерли «в том проклятом концлагере» многие жители тогдашней Багровки «не от вражеской пули, не в коварной петле, не в гестаповском застенке, а своей естественной смертью…», «было им голодно – грызли кору с деревьев, и холодно было – мороз падал ниже тридцати, укрывы ж – никакой…» Из-за колючей проволоки концлагерного осаждения помогла Сафоновым выйти плененная женщина-военврач.
Дороги войны привели семью в партизанский отряд. О жизни в нем, о тяжелом быте рассказал Валентин Иванович в повести «Там, в лесу, партизаны»: «Загнала война людей в болота… чахнут в этих болотах детишки и женщины, да и …привычные ко всему мужчины теряют здоровье», женщины «как о несбыточном празднике мечтали о громадном аэроплане, который однажды приземлится в лесу и увезет всех: малых и старых, раненых и немощных...»
Долгожданную свободу Сафоновы обрели 27 февраля 1944 г. под Славковичами, к юго-востоку от Пскова. Но долгий путь к мирной жизни братья не забывали никогда. Два урока усвоили братья Сафоновы на всю жизнь. Первый: выживать на войне им помогали соотечественники. Второй: «лишь благодаря долготерпению и отчаянной силе материнского сердца… мамы Александры Васильевны, урожденной Скуратовой, дочери рязанских крестьян… выбрались из того ада». Нежное и заботливое отношение к маме они пронесли через всю жизнь и передали его своим детям.
Как завещание следующим поколениям звучат их мысли и слова: дети не должны «существовать» на дорогах войны, «подслеповато смотреть на дорожную бесконечность», их маленькие сердечки не должны вздрагивать и напрягаться от взрывов, бомбежек и обстрелов. Дети должны жить в своих городах, домах и семьях, а не в партизанских отрядах и концлагерях. У каждого ребенка должно быть мирное детство, наполненное «радостным ощущением солнечного света».
В 1944 г. семья Сафоновых добралась до родного поселка Сараи. В этом же году Валентин пошел в школу, по окончании которой работал учителем русского языка в Витушинской школе Сараевского района, затем – инструктором РК ВЛКСМ, ответственным секретарем районной газеты «Колхозный путь».
В августе 1955 г. Валентин Иванович был призван в ряды Советской Армии, служил на Балтийском и Северном флотах. «Все, даже и не видевшие моря, представляют, что такое корабль. Не всем, однако, ведомо, что такое служба на боевом корабле. И многолетняя, изо дня в день жизнь в четко ограниченных пространствах металлических отсеков… призвали – служи! Четыре бесконечно долгих года! И, положа руку на сердце, скажу: эти четыре года были для нас превосходной школой жизни». Именно на флоте началась дружба Валентина Ивановича с Николаем Михайловичем Рубцовым.
По увольнении в запас с декабря 1958 г. Сафонов – спецкорреспондент газеты Северного флота «На страже Заполярья». В это время он знакомится с В. С. Кожемяко, работавшим в газете «Рязанский комсомолец». Позднее Виктор Стефанович, уже обозреватель газеты «Правда», вспоминал: «С Валентином Сафоновым меня познакомил Эрнст Сафонов… Было это в конце 50-х годов… Я помню, как поразил меня тогда Валентин Сафонов многосторонностью своего литературного таланта. Он был автором и публицистической статьи, и замечательного очерка, и прекрасных стихов… Первое впечатление – насколько же человек талантлив! – не обмануло, а подтверждалось потом снова и снова все годы нашей дружбы. Они оба были мощно талантливы – Эрик и Валентин Сафоновы… Перед моим мысленным взглядом они рядом всегда, два русских богатыря – Валентин и Эрнст Сафоновы. Щедро одаренные, мужественные, непоколебимо стойкие».
С 1961 по 1966 г. В. И. Сафонов – студент Литературного института имени А. М. Горького. С 1966 по 1967 г. Валентин Иванович работал редактором отдела публицистики в журнале «Молодая гвардия», с декабря 1967 г. по декабрь 1969 г. – специальный корреспондент рязанской областной газеты «Приокская правда».
Писатель часто бывал в творческих командировках. Встречался с космонавтами, со строителями БАМа, воочию видел последствия чернобыльской трагедии. «Горячая преданная любовь к литературе сочеталась в нем с неизжитой любовью к журналистике, – пишет В. С. Кожемяко. Когда я стал работать в „Правде“, которая была главной газетой страны, и у меня появилась возможность содействовать поездкам Валентина Ивановича по самым разным темам в разные концы великой нашей Родины, оба мы этому очень обрадовались. Он встречал каждое предложение буквально взахлеб. Нередко сам предлагал темы и адреса. Ездил во многие российские области. Ездил в Казахстан, в Узбекистан, в Грузию, в Белоруссию, на Украину. Работал исключительно мобильно и оперативно, однако при этом – всегда качественно и очень ответственно. Его героями были председатели колхозов и директора совхозов, механизаторы и агрономы, секретари райкомов и сельские учителя».
С 1979 по 1984 г. В. И. Сафонов избирался ответственным секретарем Рязанской областной писательской организации, с 1993 г. – главный редактор издательства «Новое время», преподаватель истории родного края в Рязанской государственной радиотехнической академии.
Валентин Иванович – член Союза писателей СССР, затем – России, автор более 20 сборников рассказов, повестей, художественной документалистики. Он осуществил литературную запись повести Валентина Алексеевича Гагарина «Мой брат Юрий», вышедшую из печати в 1972 г. Повесть выдержала свыше десяти изданий в нашей стране, была переведена на языки всех республика СССР, на основные европейские языки, на язык хинди.
Одна из самых дорогих для Валентина Ивановича книг – «Николай Рубцов: повесть памяти». Это произведение о юности, о становлении его как писателя, о дружбе с прекрасным русским поэтом Николаем Рубцовым, которой он очень дорожил. «Самое главное для меня в этой повести памяти, – вспоминал автор, – нарисовать атмосферу тех лет. Все пишущие о Рубцове непременно говорят о раннем его сиротстве, детском доме, службе на эсминце. Но это, так сказать, голые факты, внешние детали бытия. Мне же представляется совершенно необходимым раскрыть внутренний мир тогдашнего нашего существования, нравственный облик времени». Доктор исторических наук, публицист и общественный деятель Аполлон Григорьевич Кузьмин отмечает: «Воспоминания Валентина Сафонова особенно ценны именно тем, что в них показано, как рождался великий поэт, что его рождало. Думается, что в этих воспоминаниях он объяснил и то, почему сам оставил рифмы, хотя проза его переполнена (иногда и перегружена) чисто поэтическими образами».
Валентин Иванович умер 5 апреля 1995 г., через полгода после смерти брата Эрнста Ивановича, с которым, помимо родства, его связывала настоящая крепкая мужская дружба и общее дело, и через три года после смерти единственной любимой женщины – жены Зинаиды. Потери брата и жены серьезно подорвали здоровье писателя.
После смерти Валентина Ивановича в Рязани увидели свет две его книги: «Это смутное утро утраты: повести и рассказы» и «Поэт и босоножка: избранное». «Пусть выходят и еще книги братьев на родной Рязанской земле, – высказал свое пожелание В. С. Кожемяко. – Пусть выйдут книги о них, об их времени, об их любви к России, которой они посвятили свою жизнь. Ведь ушли они оба из жизни так рано потому, что огромная боль за Россию сожгла, испепелила их изнутри… Поклонимся же братьям за великую любовь к Родине и верное, до конца, служение ей».
Читать далее