Вернуться
Калинин Георгий Васильевич, 1945-2006
Калинин Георгий Васильевич, 1945-2006
ФИО
Калинин Георгий Васильевич
Годы жизни
Вид деятельности
художник
член Союза художников
живописец
Биография
Родился 2 января 1945 года в селе Захматобад Захматобадского района Ленинабадской области Таджикской ССР. Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1963 – 1970) у А. Д. Зайцева и Л. В. Худякова. Член Союза художников России с 1993 года, председатель Вологодской организации Союза художников России (1995 – 1999). Участвовал в художественных выставках с 1959 года. Произведения художника экспонировались на всероссийских межрегиональных, областных, международных выставках. Постоянно жил и работал в Вологде с 1990 года. Умер 16 декабря 2006 года. Художник работал в технике масляной живописи в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета. На основе длительных экспериментов с цветом и светом, используя достижения оптики и цветовидения, учитывая достижения народного искусства и европейского авангарда ХХ века, Георгий Калинин создал собственную систему живописи с повышенно ярким звучанием колорита. Работая с натуры, художник создает сложный затейливый орнамент, будто вытканный из нитей ярчайшей цветовой гаммы. Его картины словно взрываются контрастами цвета. Художник учит более активно воспринимать цвет в природе, видеть его там, где он, казалось бы, не заметен. Основные произведения: серия пейзажей 1990-х годов, написанных в старинных городах и деревнях Вологодской области (Вологда, Тотьма, Устюжна, Кириллов, Вытегра). Произведения художника находятся в Вологодской областной картинной галерее, в краеведческих музеях Вологодской области, частных коллекциях в России и за рубежом. Искусствовед Ирина Балашова о Георгии Калинине: «В судьбе Георгия Калинина много странного, даже драматичного. С детства необычайно одаренный, он оказался невольным заложником своего таланта. С четырех лет он уже рисовал, а в десять писал маслом. Подростком посещал изостудию при Дворце культуры железнодорожников, занимался у Н.В. Баскакова. Учился в средней художественной школе при Академии художеств в Ленинграде. В эти же годы он участвовал во Всесоюзных выставках самодеятельного творчества в Москве. Затем были годы учебы в институте имени Ренина в Ленинграде. После института в 1970 году он вернулся в Вологду и активно участвовал в художественной жизни. В 1974 году по семейным обстоятельствам он уехал в Казахстан и жил там до 1990 года. Все эти годы он неустанно искал свой путь в искусстве. Традиционная манера живописи перестала удовлетворять его еще в институте, именно тогда, по его словам, у него начался многолетний творческий кризис. Сегодня Георгий Васильевич признается: «Самое мучительное в искусстве – это найти себя, определить ту форму, в которой ты выражаешь свою индивидуальность». Прекрасно зная историю живописи, художник стремился сказать свое слово в искусстве. Долгие годы, экспериментируя с цветом и светом, изучая достижения оптики и цветоведения, он шел к своей цели. Его тайной мечтой было достичь особой светоносности и энергетической наполненности произведения. Вот как об этом говорит сам художник: «Обычно картины требуют большого освещения, чтобы их можно было рассмотреть, поэтому они выглядят как «заслонки», а мне хочется, чтобы картина сама несла свет. Например, икона, она ведь светится». Вот такую почти невыполнимую задачу поставил себе художник еще в юности. За годы экспериментов случилось творческое несчастье – в Казахстане сгорела мастерская художника — все картины, но главное тысячи этюдов, эскизов, подготовительных материалов. В результате у нас нет тех промежуточных работ – от реалистических до современных, – по которым мы могли бы выстроить логику развития творческой мысли автора. Создав оригинальную систему живописи, Г.Калинин вернулся к пленарной живописи, поэтому все, что он пишет в Вологде сделано исключительно с натуры. Поэтому его жанрами стали пейзаж и натюрморт. Но, работая с натуры, он создает сложный затейливый орнамент, будто вытканный из нитей-мазков ярчайшей гаммы. Рациональная ритмика линейного узора взрывается контрастами цвета, и возникает магия искусства. При этом мотивы Калинина удивительно точны и правдивы, он передает неповторимость каждого мгновения бытия. Георгий Васильевич Калинин подобно другим художникам-новаторам XX века по-новому осмысляет неисчерпаемое богатство зрительных впечатлений. Он учит более активно воспринимать цвет в природе, видеть его там, где раньше не замечали. А это уже начало новой радости и творчества».